Союз инженеров-сметчиков предлагает Минстрою отказаться от ТЕР
Союз инженеров-сметчиков предлагает Минстрою России приступить к практической реализации реформы ценообразования в строительстве: пора переходить к реальным шагам по переводу строительного комплекса страны на новую ресурсную систему ценообразования. Первым шагом могла бы стать отмена с 1 июля 2018 года для объектов бюджетного финансирование т.н. "Территориальных сметных нормативов" (ТЕР) и их исключение из Федерального реестра сметных нормативов. При этом на период до размещения сметных цен в ФГИС ЦС Минстроя России, должны действовать Федеральные единичные расценки ФЕР в редакции 2017 года (с учетом изменений и дополнений) и ежеквартальные индексы к ним в разрезе субъектов РФ.
Основное преимущество ФЕР является их полуоткрытая форма, когда основные (ценообразующие) материалы выведены за расценки и есть возможность их уточнения. Таким образом, переход к полноценной ресурсной модели может начаться через ресурсно-индексную систему - когда сметная стоимость основных материалов определяется сразу в текущем уровне цен, а вспомогательных (внутри расценок) через индексацию.
Это общая схема, которая требует конкретизации в части переходящих объектов в ТЕР и в части периода до публикации текущих цен в ФГИС ЦС. Все эти вопросы могут быть проработаны в кратчайшие сроки.
Конкретная схема на первом этапе может быть определена следующим образом:
С 1 июля 2018 г. исключить из Федерального реестра сметных нормативов Территориальные единичные расценки, сформированные на базе утративших силу Государственных элементных сметных норм (ГЭСН) 2014 года. Остаются, как временно действующие - сметные нормативы Москвы и ТЕР Крыма.
Вновь разрабатываемая сметная документация с 01.07.2018 г. формируется и представляется на процедуру проверки достоверности в органы экспертизы на основе Федеральных единичных расценок (ФЕР) 2017 года (с учётом изменений и дополнений) с применением ежеквартальных индексов Минстроя России и индексов-дефляторов Минэкономразвития (при необходимости).
Объекты со сроком окончания строительства до конца 2018 года закрываются в ранее установленном порядке.
Сметная стоимость переходящих на 2019 год работ по объектам строительства, а также вновь начинаемых строительством и имеющих утверждённую проектно-сметную документацию, подлежит пересчету на основе ФЕР 2017 года и индексов Минстроя России. При этом общая цена ранее заключённых Государственных контрактов по результатам закупочных процедур, проведённых до 1 июля 2018 года пересмотру не подлежит.
Начальные (максимальные) цены контрактов, в составе сформированной до 01.07.2018 г. конкурсной документации, а выставляемых после 01.07.2018 года на процедуры государственных закупок, также подлежат пересчёту на основе ФЕР 2017 года и индексов Минстроя России.
Также обращаем внимание государственных заказчиков, бюджетополучателей-исполнителей бюджетных обязательств и распорядителей бюджетных средств, а также организаций-подрядчиков на бюджетных стройках - Правительство России расширяет сферу государственного финансового контроля и полномочия контрольных органов. В том числе это коснётся межбюджетных трансфертов и использования на муниципальном уровне так называемых транзитных субсидий.
Если финансирование строительства осуществляется частично или полностью за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации (в виде субсидий, субвенций и дотаций), то при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы необходимо применять Федеральные единичные расценки (ФЕР) в редакции 2017 года (с учётом изменений и дополнений) и ежеквартальные индексы Минстроя России! Применение Территориальных единичных расценок (ТЕР), а также индексов (коэффициентов) к ним органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, может быть квалифицированно, как нарушение, а платежи блокированы Управлениями Казначейства России. Кроме того, следует учесть, что региональные индексы не включены в Федеральный реестр сметных нормативов.
В России много вопросов возникает на стадии использования трансфертов. Необходимо понимать, что для федерального центра трансферты - ЭТО СТАТЬИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, и он стремится к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств.