Изменение сметы контракта из-за роста цен - Приказ МинСтроя N500Пр
МинСтроем РФ подписан Приказ от 21 июля 2021 г. № 500/пр "О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр".
В настоящее время Приказ направлен на регистрацию в Минюст РФ.
Приказом установлен порядок обоснования ИЗМЕНЕНИЙ СМЕТЫ КОНТРАКТА, относительно строительства, реконструкции объектов кап.строительства для контрактов, цена которых:
- не превышает 30 млн. руб,
- составляет от 30 млн. руб. до 100 млн. руб.,
- составляет или превышает 100 млн. руб.
С текстом можно ознакомиться здесь.
Все основания ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА должны удовлетворять положениям ФЗ-44.
Все что касается изменения сметы контракта, в связи с:
- изменением имеющихся объемов;
- добавлением ранее НЕ предусмотренных (документацией) видов работ.
ОСТАЮТСЯ ПРЕЖНИМИ и принимаются в соответствии с п.п. 9-12 Методики составления сметы контракта:
9. В случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение объемов работ конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, предусмотренных сметой контракта, общая стоимость соответствующего конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ определяется исходя из установленной в смете контракта цены единицы измерения данного конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом изменения объемов работ 10. В случае внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат, цена таких работ, затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4740; 2019, № 26, ст. 3318) (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) с учетом затрат, включенных в состав цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (Ц доп. раб), по формуле:
Ц доп. раб. = Ц подр. раб. х К инф. х К тенд., где:
Ц подр. раб. - цена ранее не предусмотренных проектной документацией видов работ и (или) затрат в уровне цен на дату утверждения сметной документации;
К инф. - индексы-дефляторы, индексы инфляции, примененные при расчете начальной (максимальной) цены контракта;
К тенд. - коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур.11. В случае, если в конструктивном решении (элементе), комплексе (виде) работ сгруппированы разнородные работы и затраты, то корректировка стоимости указанных работ осуществляется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен, а также методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона № 191-ФЗ с учетом затрат, включенных в состав цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ по формуле, указанной в пункте 10 настоящей Методики.
12. В случае необходимости изменения объемов и (или) видов отдельных конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе их детализации в пределах цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, внесение изменений в смету контракта осуществляется с учетом положений подпункта «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Приказом вводится новое основание для изменения сметы контракта – существенное увеличение стоимости в связи с ростом стоимости строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчика которое было выявлено в процессе исполнения контракта и которое нельзя было предусмотреть при заключении контракта. Увеличение возможно не более чем на 30%.
Обоснование такого увеличения стоимости материалов и (или) оборудования поставки подрядчика должно оформляться в виде расчета.
- ДЛЯ КОНТРАКТОВ, ЦЕНА КОТОРЫХ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 30 МЛН.: вводится компенсация разницы между стоимостью основных (80% МАТ) материалов и (или) оборудования сметы контракта и общей стоимостью данных материалов и оборудования с учетом ценовых показателей, которые по данным подрядчика претерпели изменения. Это касается материалов и (или) оборудования как уже приобретенных, так и еще НЕ закупленных подрядчиком. Разница определяется как величина возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования на дату проведения расчета.
Новая цена контракта определяется как сумма цены работ по действующей смете контракта и указанной величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и оборудования. Данная величина учитывается в КОЭФФИЦИЕНТЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ и распределяется пропорционально на остаток работ по каждой позиции сметы контракта.
Для подтверждения цен в уровне цен на дату заключения контракта и в уровне цен на период проведения расчета могут предоставляться (приходные документы, договора поставки) или не менее трех обосновывающих документов (КП, прайс-листов, данных торговых площадок и пр.) по каждой позиции ценообразующих ресурсов.
Указанная разница определяется по формуле:
Сдоп = Сц.м.контракт – Сц.м.нмцк, где:
Сдоп: величина возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта;
Сц.м.нмцк: стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, определенная в уровне цен на дату заключения контракта;
Сц.м.контракт: стоимость ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом. Новая цена контракта определяется как сумма цены работ по действующей смете контракта и величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения Расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта, по формуле: Сн.цена = Ссущ.смета + Сдоп, где: Сн.цена – цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ссущ.смета: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Сдоп: величина возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком, выявленная в процессе исполнения контракта, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта. Величина изменения стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования (Сдоп) распределяется пропорционально на остаток выполняемых работ по каждой позиции сметы контракта. Распределение осуществляется путем умножения цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент увеличения стоимости работ (Кув), определяемый по формуле: Кув = 1+ (Сдоп / Сост) где: Сост – цена остатков работ по смете контракта на дату корректировки сметы контракта. - ДЛЯ КОНТРАКТОВ, ЦЕНА КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ 30 млн.руб. до 100 млн.руб., цена работ по смете контракта определяется по формуле:
Сн.цена = Свып.р + (Ссущ.ц – Свып.р) х Ккор + Сдоп, где:
Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Свып.р: цена выполненных работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта. По решению заказчика стоимость работ, принятых после 1 января 2021 г., может не включаться в Свып.р;
Ссущ.ц: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Ккор: коэффициент корректировки цены контракта, учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, рассчитываемый по формуле: Ккор = Цнов / (Цнмцк х Идеф)
Цнмцк: сметная стоимость всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, рассчитанная в уровне цен III квартала 2020 года с применением соответствующих индексов сметной стоимости строительства, размещенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр, за исключением стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметно-нормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайслистов);
Цнов: сметная стоимость всех работ, выполнение которых предусмотрено подрядчиком по контракту, рассчитанная в уровне цен на дату выполнения Расчета с применением соответствующих индексов изменения сметной стоимости строительства, размещенных Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации в федеральном реестре сметных нормативов в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр, действующих на дату выполнения Расчета, за исключением стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных в сметной документации и отсутствующих в сметнонормативной базе (принятых по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов);
Идеф: индекс-дефлятор Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», рассчитываемый для периода с III квартала 2020 года по дату выполнения Расчета. Если для определения начальной (максимальной) цены контракта использовалась сметная документация, сформированная в уровне цен на дату утверждения проектной документации с учетом особенностей, установленных федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации особенностей ценообразования и сметного нормирования, а также с применением документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4740; 2019, № 26, ст. 3317 (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ), то для определения Цнов применяется порядок, аналогичный принятому в сметной документации, используемой для расчета начальной (максимальной) цены контракта. - ДЛЯ КОНТРАКТОВ, ЦЕНА КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ ИЛИ ПРЕВЫШАЕТ 100 млн.руб., новая цена работ по откорректированной смете контракта определяется по формуле:
Сн.цена = Свып.р + Цост х Ктенд, где:
Сн.цена: цена работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Свып.р: цена выполненных работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
Цост: сметная стоимость не выполненных объемов работ в уровне цен исполнения контракта. Указанная стоимость определяется путем применения к сметной стоимости, определенной по результатам проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки сметной стоимости, индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», принятых при расчете начальной (максимальной) цены контракта;
Ктенд: коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур. Величина изменения стоимости не выполненных объемов работ распределяется пропорционально на остаток выполняемых работ по каждой позиции сметы контракта. Распределение осуществляется путем умножения цены работ на единицу измерения сметы контракта по оставшимся работам на коэффициент увеличения стоимости работ (Кув), определяемый по формуле: Кув = (Сн.цена - Свып.р)/ (Ссущ.ц - Свып.р) где:
Ссущ.ц: цена работ по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта. В случае установления особенностей ценообразования и сметного нормирования федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Сн.цена определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
ПО РЕШЕНИЮ ЗАКАЗЧИКА для контрактов (до 30 млн.) и (от 30 до 100 млн.)допускается корректировка цены контракта (на величину не более 30 процентов цены контракта) в связи с существенным возрастанием стоимости строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчика, в отношении работ, выполненных после 1 января 2021 года (материалов и оборудования, закупленного после 1 января 2021 года), при этом внесение изменений в сметную документацию, разработанную в составе проектной документации, а значит и прохождение повторной экспертизы (в том числе в части проверки достоверности сметной стоимости) НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Естественно, за исключение случаев внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат.
Для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн. руб., корректировка сметы контракта осуществляется по результатам проведения повторной государственной экспертизы в части проверки сметной стоимости по формуле, приведенной в приказе, а также определением коэффициента увеличения стоимости работ.